Компетенции новых профессий

Прежняя версия сайта...

Опубликована статья М.В. Кузьминой в журнале «Техническое творчество молодёжи» № 3 (115) 2019 о формировании медиакомпетентности обучающихся в образовательно-профориентационном проекте «SchoolSkills» (стр.14).

Ранняя профессиональная ориентация, формирование новых компетенций обучающихся, предпрофессиональная подготовка в школах, внедрение инновационных разработок в области образования - все это целевые направления многочисленных отечественных проектов, один из которых «SchoolSkills» Лаборатории Интеллектуальных Технологий «ЛИНТЕХ», резидента инновационного центра «СКОЛКОВО».

В этот проект включены основы предпрофессиональной ориентации детей и молодежи в разных сферах. Мультимедийная журналистика в данном проекте – одно из важных направлений, которое способствует формированию медиакомпетентности и медиакультуры участников образовательного процесса. Медиакоммуникации и мультимедийная журналистика в настоящее время чрезвычайно актуальные направлений предпрофессиональной и профессиональной подготовки молодежи, важные для ее обучения и воспитания. Учитывая данную ситуацию, Лига юных журналистов Кировской области, совместно с Институтом развития образования Кировской области, на протяжении трех лет проводит региональные этапы чемпионатов WorldSkills, JuniorSkills, SchoolSkills по компетенции «Мультимедийная журналистика». Участвуя в чемпионатах молодежь познает различные рабочие профессии, описывает их в формате лонгридов, видео, фото, инфографики, текстов, учится работать в команде, ответственно относиться к создаваемой информации для сети интернет, грамотно, аккуратно, точно в срок, и при этом творчески выполнять работу по созданию мультимедийного контента. Цель чемпионатов - развитие профессионального образования, повышение престижа рабочих профессий, формирование медиакомпетентности молодежи. Мультимедийная журналистика, в рамках чемпионата выступает не только как одна из конкурсных компетенций, но и как направление, продуцирующее идеи по презентации актуальных для общества профессий. Относительно мультимедийной журналистики, целью чемпионатов является расширение кругозора молодежи, формирование грамотности, медиакультуры, коммуникативных навыков, основ профессиональной подготовки с опорой на передовой отечественный и международный опыт. В рамках подготовки к участию в чемпионатах каждый школьник имеет возможность пробовать себя в сферах, близких к выбранной профессии, а также осваивать профессии будущего. Дети информационного общества, так называемое поколение Z родившихся после 1995 года, с самого детства используют цифровые технологии и приобретают виртуальный опыт, который пришёл на смену реальному личному жизненному опыту, а также опыт работы и общения. Они могут одновременно выполнять несколько разнообразных операций: слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Их не пугает виртуальный мир, для них это среда обитания, такая же привычная и понятная, как мир реальный. В отличие от реального опыта, виртуальный появляется в процессе имитации реальной действительности, взаимодействие с которой порождает особый тип мышления подростка в его взаимодействии с действительностью. В виртуальном мире проходит не только общение, но и, в значительной степени, становление, развитие, формирование современного ребенка. В ближайшее время появится поколение суперцифровых людей, для которых многие из привычных нам вещей станут анахронизмом, мешающим развитию, движению вперед, овладению новыми технологиями, знаниями. Важно помочь детям освоиться в стремительно развивающемся мире, сделать все, чтобы медианасыщенная среда была максимально полезной, комфортной и безопасной для молодого поколения. Разнообразные мультимедийные составляющие образовательного процесса могут создавать под руководством взрослых сами дети, которые легко справляются с многочисленными сетевыми и мобильными медиасервисами, познают и отражают в медиа окружающий мир. Актуальны направления по включению готовых и создаваемых в процессе обучения детско-взрослыми командами интерактивных заданий и облачных ресурсов: интеллект-карты, скрайбинг, сторителлинг, интерактивные плакаты, он-лайн тестирование, ленты времени, подкасты, видеоролики и т.д., что делает процесс обучения увлекательным и продуктивным. Геймификация или игрофикация создает возможность интересной и познавательной коллективной деятельности, а облачные технологии: коллективные виртуальные доски, коллективные документы, коллажи, презентации, блоги, форумы, чаты – пространство сетевого виртуального общения единомышленников из любой точки нашей страны. Школьнику гораздо сложнее, чем взрослым ориентироваться в информационном потоке, так как поступающая информация избыточна, а опыта ее отбора и обработки недостаточно, но при этом имеется доверчивость и любопытство. Школьный учитель на уроке, обучая предметным понятиям (как найти информацию, отобрать важную, проверить ее в нескольких различных источниках, обработать и представить в необходимой форме), добивается метапредметных (как грамотно и безопасно общаться, как успеть выполнить задание, какой способ, программу или среду лучше использовать) и получает самые важные – личностные (если сам учитель ими обладает). Рассмотрим несколько медийных объектов, актуальных для мультимедийной журналистики и проекта предпрофессиональной ориентации «SchoolSkills». Инфографика, как прием работы с совокупностью объектов (текстовых, графических, числовых), применяется очень давно. Используя для ее создания современные медисервисы easel.ly, infogr.am, pictochat.com, canva.com и другие, мы не только меняем текстовый формат данных на графический, интерактивный, оперативно вносим правки в создаваемые текст, но и воспитываем разумных пользователей готовых шаблонов. Педагогу предстоит научить школьника создавать инфографику и рассказать о применении шаблонов и их конструировании. Формат подачи текстовых данных «Облако тэгов» или «Облако слов» в сервисах WordArt.com, Tagxedo.com, Wordle.net, Worditout.com, Tagul.com, Tagcrowd.com, Imagechef.com, WordCloud превращает текст в элемент графического оформления, эффектно подготовленного задания, рефлексии. Данный объект создается с помощью сетевых медиасервисов и находит массовое применение только благодаря интернет технологиям. Особого уважения заслуживает разработка школьниками и педагогами мультимедийных лонгридов, которые можно сравнить с мультимедийными очерками, книгами, длинными публикациями в журналах. Создавать их можно в сервисах Tilda.cc, Storify, Storyful, Readymag. В динамике жизненного ритма, когда мы читаем новости традиционных сайтов на мобильных гаджетах, лонгрид незаменим для педагога в том случае, когда важно создать «длинное чтиво» литературного, описательного, научного, исследовательского, образовательного, а также репортажного характера. Мультискрипт ориентирует педагога на подготовку многофункциональных произведений, а для его создания применяются сервисы типа Movenote, платформа для объединения в видео информации разных типов Meograph.com и другие. «Ожившие» истории, дополненные звуком или музыкой – это сторителлинг, который можно делать с помощью сервисов booktrack.com, Storybird.com, Cowbird.com, Canva.com. Педагогу важно подготовить ребенка как к работе с текстом, графикой, музыкой, так и к гармоничному сочетанию разных медийных форматов, формированию знаний по основам композиции, цветоведению. Для решения множества различных задач создается Скрайбинг: рекламная, инструктивная, ознакомительная и другая информация. Ряд медиасервисов: moovly.com, sparkolpro.ru, animoto.com, xplainto.me («объясняшки») и другие упрощают работу команды при подготовке анимации, помогают рассмотреть в деталях этапы ее создания. Хорошим инструментом для педагога служат интеллект-карты или ментальные карты. Сервисы Bubbl.us, Mindomo.com, SpiderScribe.net, Cacoo.com, ExamTime.com, Wisemapping.com, Coggle.it помогают создавать такие карты, структурировать отчетность и работу команды, которая становится более понятной и четко организованной. Трехмерности интеллект-картам придают графы в Gephi.org и других медиасервисах. Если презентационной материал требует публичности, то мы его размещаем с помощью ряда сервисов, предназначенных для этих целей: Docme.ru, Slideshare.net, Ru.scribd.com, Calameo.com, Scoop.it, Youtube, Ru.pinterest.com и других, где легко зарегистрироваться и разместить свою работу. Опубликованными материалы можно поделиться в социальных сетях, получить ссылку для отправки по электронной почте, а также HTML код для размещения материала на сайте или блоге. Электронная книга, которую можно сделать в FlippingBook.com, Flipbuilder.com, других сервисах и приложениях – способ сохранения, представления и даже «монетизации» интеллектуального труда. В электронную книгу можно добавлять различные медийные объекты, гиперссылки, логотипы, знаки авторского права. Для организации коллективной работы, которая сразу может быть опубликована в сети, пользуются информационными стенами Padlet.com, Linoit.com, Realtimeboard.com, интерактивными плакатами Thinglink.com, Tackk.com, Tumblr.com, Pinterest.com, глогами Edu.glogster.com, где можно размещать и комбинировать изображения, графику, аудио, видео, текст на одном цифровом полотне. Для решения различных задач применяется дополненная реальность - QR код, который можно сделать в Qrcoder.ru. Это способ перехода от печатного материала к сетевому ресурсу с помощью камеры мобильного телефона и бесплатного приложения. Образовательные интерактивные ресурсы, дидактические материалы создаются в сервисах Learningapps.org, Learningsnacks, Umapalata.com, WordLearner, BrainFlips, FlashcardMachine, PhotographPuzzle, Puzzing.ru, JigZone, JigsawPlanet, PuzzleCreation, PuzzleIt, Wixie, JeopardyLabs, StudyStack, СlassTools и других, где есть готовые шаблоны и можно создавать свои мультимедиа. Кардинально меняют работу медиапедагога и его команды многочисленные мобильные технологии. В любом месте, где есть выход в интернет, теперь может быть размещена мобильная студия. Социальные сети с возможностью трансляции (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram), Skype, Viber, WhatsApp, Periscope и другие ресурсы открыты для этого. Задача педагога - формировать грамотное и медиабезопасное поведение воспитанника в информационном пространстве. В эпоху медийности, открытости, доступности, рационализма важно воспитывать гражданственность и ответственность жителя информационного века. Учитывая технологизацию и медианасыщенность сегодняшнего и будущего общества, важность получения и усвоения знаний для успешного развития личности, приобретения умений, навыков в различных сферах медиадеятельности, можно утверждать, что медиакоммуникации, мультимедийная журналистика и другие актуальные направления творчества и созидания информационном пространстве - необходимые направления формирования медиакультуры и медиакомпетентности современного подростка.

Кузьмина Маргарита Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры предметных областей, Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области».

Последние новости

4 смена в Артеке завершилась.

В «Артеке» завершилась 4 смена «Мы – дети Галактики». За 21 день ребята открыли для себя мир высоких технологий и стали ближе к космосу. Участниками смены стали более 2500 детей из 73 российских регионов. Это была яркая, интересная смена. Артековцы приняли участие в фестивале высоких технологий «Время первых» и конкурсе чтецов. Обучались программированию, создавали летательные аппараты и беспилотные модели автомобилей. Ребята отметили Международный день спорта, открыли для себя мир высоких технологий, приблизились к космосу и стали частью большой артековской семьи. Спасибо за смену, артековцы! Спасибо за тягу к знаниям, стремление двигаться вверх, искренние улыбки, радость, яркие эмоции. Эта смена показала, что именно вы - дети Галактики. И вам строить наше космические будущее. Помните, что расставание происходит для того, чтобы встретиться вновь. Цените и помните каждое мгновение, каждый час, каждый день.

Фестиваль науки и технологий в Артеке

В Артеке традиционно 3-4 апреля прошел Фестиваль технологий и технического творчества «Время первых». Фестиваль – это комплексное мероприятие в сфере технико-технологического творчества, направленное на подготовку подрастающего поколения к проектной, инженерной, изобретательской и рационализаторской деятельности, сохранение и развитие интеллектуального потенциала для инновационной экономики России. В программе фестиваля прошли мероприятия: Чемпионат по киберспорту, КВН-батл «Научный стендап», выставка «Космические технологии на службе человечества» и множество разнообразных мастер-классов от партнеров Артека. На площадке ЛИНТЕХ школьники научились связываться со спутниками через специальную антенну и получили звуки из спутника; запустили коптеры, построили собственные ракеты, научились делать световые мечи, посостязались в соревнованиях по робофутболу, защитили свои проекты на научно-практической конференции. А на вечернем шоу «Техно-Ночь Звездный путь» ребята приняли участие в световых инсталляциях, шоу дронов и запуске ракет, выполненных своими руками.

Результаты первого дня

4 августа программа международной стажировки " SchoolSkills" прошла на базе Сколково. Участники Круглого стола поделились опытом реализации предпрофессионального образования, обсудили концептуальное и методическое обеспечение формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Особый интерес вызвала у всех площадка проекта- Лицей 180 г.Нижний Новгород с опытом работы по организации профессиональных проб в условиях инновационного ресурсного центра SchoolSkills. Преподаватели также приняли участие в практических модулях по работе на инженерном оборудовании ЦМИТ "РобоСКАРТ" в Технопарке Сколково; в практических занятиях по организации участия школьников в чемпионатах профессионального мастерства Абилимпикс, SchoolSkills, Мастер Профи, WorldSkills Russia, WorldSkills Russia Juniors. Школьники прошли Инженерный интенсив, а также приняли участие в учебно-тренировочных сборах по компетенциям «Мобильная робототехника», «Интернет вещей», «Программирование». «Первый день международной стажировки "SchoolSkills" прошел очень насыщенно. Обмен опытом по вопросам формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, роль в этом профпроб и возможности ресурсного центра SchoolSkills позволил выявить ряд общих проблем и наметить пути их решения. Особый интерес вызвала экскурсия в ЦМИТ "РобоСКАРТ" Сколково. Здесь можно было увидеть и поработать на современном инструментарии для развития инженерного мышления. Практикум по организации участия школьников в чемпионатах профессионального мастерства позволил взглянуть на проблему профессионального самоопределения под другим углом, расширил арсенал методических приемов и методов». Елена Ивановна Николаева, заместитель директора ГБОУ города Омска «Инженерно-технологический лицей № 25».

Новые уроки технологии в вашей школе

Мы предлагаем всё, что нужно школе для организации ранней профессиональной ориентации и профессиональной подготовки в рамках уроков Технологии или в качестве дополнительного образования. В проекте используются передовые технологии от российских производителей и инновационные образовательные практики.

Контакты

E-mail: info@schoolskills.ru
Тел.: 8 (495) 587-40-58
         8 (800) 201-06-53
Адрес: 143025, Москва, Инновационный центр "Сколково", "ТЕХНОПАРК", Большой бульвар, д.42, стр.1
Как добраться